СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Мини-чат

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!



Суббота, 27 Апреля 2024, 21:41
Приветствую Вас Гость | RSS
  
Исторический клуб
"КЛИО" 

Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы

Всего материалов в каталоге: 31
Показано материалов: 21-30
Страницы: « 1 2 3 4 »

«Голубой паук» — сборник народных сказаний, родившихся в различных областях Японии в разные эпохи и вошедший в двенадцатитомную антологию «Японские народные сказания», которая была опубликована в Японии в 1973 году. Тематически сборник разделен на четыре главы: «Черти и горные ведьмы», «Диковинные существа», «Животные-оборотни» и «Сражения с оборотнями». На русском языке не раз выходили разные собрания японских сказок, ориентированные на детей. Представленные здесь японские истории будут интересны и взрослому читателю. Они создают перед глазами колоритную картину, населенную удивительными существами, оборотнями и привидениями, которые, несомненно, и поныне существуют на далеких японских островах.

Древневосточная литература | Просмотров: 719 | Загрузок: 139 | Добавил: Al-Nik | Дата: 01 Октября 2011 | Комментарии (0)

 В былинах существуют как бы два образа Алеши Поповича. В одних случаях он богатырь, побивающий Тугарина, крестный брат Ильи Муромца и Добрыни Никитича, совершающий вместе с ними целый ряд героических подвигов. А в других –  бабий прелестник , пытающийся обманом жениться на жене Добрыни Никитича или же, как в данной былине, оговаривающий сестру Петровичей. Считается, что подобное «снижение» образа Алеши Поповича, определенная «дегероизация» его произошла далеко неслучайно. Это прямое следствие антиклерикальных настроений народных масс в XVI–XVII веках, коснувшихся былинного героя именно потому, что он по отчеству своему Попович – сын ростовского попа.
 Иное прочтение былинного сюжета об Алеше и сестре Петровичей предложено В.Я. Проппом, считающим, что богатырь вовсе не оговаривает Елену, а с помощью оговора пытается ее спасти от тиранической власти братьев. «Алеша, – подчеркивает он, – совершающий воинские подвиги, и Алеша, добывающий себе невесту, жену, вырывающий ее из пасти не мифологического чудовища, а из пасти не менее страшных человеческих чудовищ, есть один и тот же Алеша – герой русского эпоса».
 Публикуемый текст записан А.Д. Григорьевым в 1900 году от выдающейся пинежской сказительницы Марии Дмитриевны Кривополеновой, которую в 1915 году вновь «откроет» О.Э. Озаровская, привезет ее в Петербург и Москву, где начнутся знаменитые выступления «вещей старушки» 1915–1917 и 1920 годов. Научная ценность записи, как и других записей А.Д. Григорьева, состоит еще в том, что он первым применил так называемую фонетическую фиксацию фольклорного текста, довольно трудную для чтения, но с максимально возможной точностью передающую реальное звучание былин.
 Текст публикуется по первоисточнику:   Григорьев А.Д. Архангельские былины. С-Пб., 1901, т.1, № 82 (118). 
 В.И. Калугин
Древнерусские летописи, былины, сказания | Просмотров: 2450 | Загрузок: 189 | Добавил: Al-Nik | Дата: 01 Октября 2011 | Комментарии (0)

«Алеша Попович и Тугарин» – самый древний былинный сюжет, основанный на мотивах змееборчества. Каждый из былинных героев бьется со своим чудищем: Илья Муромец с Соловьем-разбойником, Идолищем или Сокольником, Подсокольником, Жидовином, Добрыня Никитич – со Змеем Горынычем или киевской колдуньей Маринкой Кайдаловной, а на долю Алеши Поповича достался Тугарин.
 Но былинный Тугарин, как считают исследователи, не просто художественный образ. У него есть вполне реальный исторический прототип: половецкий хан Тугоркан, ставший в 1094 году тестем Святополка и убитый киевлянами в 1096 году. Убийство в Киеве исторического Тугоркана и былинного Тугарина действительно дает основание для такой параллели.
 Впрочем, это толкование не единственное. Существует общеславянский корень «туг» в значении «горе, печаль, обида» ( тужить, туго – слова того же корня). Таким образом, имя Тугарин вполне могло быть нарицательным, со значением – «обидчик, насильник, угнетатель». «Имя Тугарин, – замечают исследователи Ю.И. Смирнов и В.Г. Смолицкий, – наряду со многими другими эпическими именами (Богатырь, Добрыня, Дунай, Залешанин, Казарин, Пересвет, Рахман, Салтан, Соловей, Сухан, Тороп, Хотен и другие), было собственным „некалендарным" именем у русских вплоть до конца XVII века. Оно пользовалось определенным распространением среди низших и средних слоев населения центральных районов Московской Руси, в частности у „служилого сословия". Лингвистически нельзя объяснить бытование этого имени влиянием былинного образа. Лингвистически мог происходить лишь обратный процесс. Неизвестно, какое значение вкладывали русские в имя „Тугарин" в XVI–XVII вв. Более вероятным кажется, что оно было для его носителей своего рода оберегом, предохраняющим от сглазу, нечистой силы. Выбор нарочито „дурного" имени в качестве оберега известен как обычай у многих народов, в том числе и у славян».
 Существует два варианта боя Алеши Поповича с Тугарином. Один – чисто мифологический, «змееборческий», где он встречает и убивает Тугарина в поле, по пути в Киев; и второй – более «исторический», где он убивает его в Киеве, на пиру у князя Владимира. В «Сборнике Кирши Данилова» обе эти версии совмещены. В результате в одной былине Алеша Попович убивает Тугарина дважды.
Древнерусские летописи, былины, сказания | Просмотров: 2674 | Загрузок: 249 | Добавил: Al-Nik | Дата: 01 Октября 2011 | Комментарии (1)

Былина о бое Алеши Поповича с Тугариным известна в сорока записях, среди которых заметно выделяется алтайский вариант, записанный в первой половине XIX века в Сузунском заводе на Алтае. Главным героем в этом варианте былины выступает не Алеша Попович, а его слуга Еким Иванович, что, по мнению некоторых исследователей, противоречит средневековому воинскому этикету и является «несомненной виной исполнителя», произволом его фантазии. Чисто механические замены действительно не редкость в былинах, но существуют и другие, связанные с творческим переосмыслением устоявшихся образов и сюжетов. В данном случае выделение  паробка Алеши Поповича выглядит не случайностью, а именно переосмыслением их ролей. Слишком уж непривлекательным выглядит Алеша Попович в некоторых былинах, где он выступает  бабим прелестником , поэтому его первоначальный героический облик вступил в явное противоречие с позднейшим, «сниженным» до роли искусителя жены Добрыни Никитича, совратителя сестры братьев Збродовичей. И это противоречие рано или поздно должно было найти свое разрешение в самом эпосе, что, по сути, и произошло в варианте алтайского сказителя, поменявшего ролями Алешу Поповича с его слугой Екимом Ивановичем. Не менее характерно, что в этой былине бой Екима Ивановича с Тугариным происходит на  поле Куликовом, на том елбане раскатистом .
 Текст публикуется по изданию  Былины и песни Южной Сибири .  Из собрания С. И Гуляева Новосибирск, 1952, № 13 
  В.И. Калугин
Древнерусские летописи, былины, сказания | Просмотров: 905 | Загрузок: 120 | Добавил: Al-Nik | Дата: 01 Октября 2011 | Комментарии (0)

Источник: Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д. Григорьевым в 1899–1901 г.г. № 334.
 Былина отразила в переоформленном виде событие 1096 г.: под Киевом был убит возглавлявший половецкое войско князь Тугоркан, тесть русского князя; тело привезли в Киев и затем погребли вблизи него. Описание конфликта в княжеских палатах, возможно, перенесено сюда из недошедшей были об Алеше, переделанной в былину «Илья Муромец и Идолище».
Древнерусские летописи, былины, сказания | Просмотров: 1131 | Загрузок: 167 | Добавил: Al-Nik | Дата: 01 Октября 2011 | Комментарии (0)

В книге представлены признанные образцы русского эпоса, русские народные сказки и древнерусские повести в переводе с древнерусского языка и пересказе.

Древнерусские летописи, былины, сказания | Просмотров: 1498 | Загрузок: 351 | Добавил: Al-Nik | Дата: 01 Октября 2011 | Комментарии (0)

Софокл  (Σοφοκλής, 495 г. до н. э. – 405 г. до н. э.) – сын Софилла, афинянин, вместе с Эсхилом и Еврипидом образуют триаду знаменитейших античных трагиков.
«Аякс» («Эант») — трагедия древнегреческого драматурга Софокла (495 г. до н. э. — 405 г. до н. э.) на сюжет фиванского цикла. Поскольку у Софокла была также несохранившаяся до нашего времени трагедия об Аяксе Локрийском[1], то настоящую трагедию нередко называют «Аякс-биченосец».
___________________
Мифы. Легенды. Эпос | Просмотров: 552 | Загрузок: 190 | Добавил: Al-Nik | Дата: 01 Октября 2011 | Комментарии (0)

«Повесть временных лет» – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов Х V. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.
 Традиция приписывает авторство «Повести временных лет» монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, жившему в XI начале XII веках.

Древнерусские летописи, былины, сказания | Просмотров: 2472 | Загрузок: 178 | Добавил: Al-Nik | Дата: 01 Октября 2011 | Комментарии (0)

 Книга --  продолжение  монографии  Б.  А.  Рыбакова  "Язычество
  древних славян", вышедшей в 1981  г.  Она  посвящена  роли  древней
  языческой религии в государственной и народной жизни Киевской  Руси
  до принятия христианства. Автор показывает высокий уровень языческих
  воззрений  и  обрядов  накануне  крещения  Руси,  их  проявление  в
  общественной жизни, в прикладном искусстве, в церковных обрядах. Для
  историков, искусствоведов, широкого круга читателей.

Научные труды | Просмотров: 1300 | Загрузок: 188 | Добавил: Al-Nik | Дата: 30 Сентября 2011 | Комментарии (0)

Книга  pаскpывает  истоки  наpодного   миpовоззpения   pyсских,

yкpаинцев  и  белоpyсов,   пpослеживает   пеpиодизацию   язычества:

дyалистический анимизм (кyльт вампиpов и беpегинь),  кyльт  божеств

плодоpодия (Рода и  pожаниц),  дpyжинный  кyльт  Пеpyна,  сменяемый

хpистианством.   Анализиpyются   пpоисхождение   языческих   богов,

пpедставления  о  миpе  и  yпpавляющих  им  силах,   восходящие   к

охотничьемy  обществy  палеолита  и  мезолита.   Подpобно   изyчены

миpовоззpение дpевних земледельцев IV--III тысячелетий до н. э.  на

теppитоpии  Укpаины  и  его  отголоски  в   миpовоззpении   славян.

 

Рассмотpены  этногенез  славян,  святилища  и  погpебальные  обpяды

пpаславян.

Научные труды | Просмотров: 723 | Загрузок: 169 | Добавил: Al-Nik | Дата: 29 Сентября 2011 | Комментарии (0)


Copyright MyCorp © 2024