СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Мини-чат

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!



Среда, 27 Ноября 2024, 16:31
Приветствую Вас Гость | RSS
  
Исторический клуб
"КЛИО" 

Главная | Регистрация | Вход
Поход на Царьград 944


В новый поход на Царьград-Константинополь ве ликий князь Игорь Рюрикович выступил с еще боль шей воинской силой. В 944 году он нанял дружины варягов «из-за моря» и степных конников-печенегов, которые дали ему даже заложников. Для участия в походе пригласили северные дружины словен и кри­вичей и войско днестровских тиверцев. Рать двину лась в поход морем и сухим путем вдоль берега, пере правившись через Дунай. Однако реку успели форси­ровать лишь конные дозоры. Дело до большой войны в тот год не дошло.

Первыми прислали тревожное известие в Констан тинополь херсонесские греки. Они извещали импе ратора Романа Лакапина, что «идут русские — кораб лей нет числа, покрыли все море кораблями». Болга ры, дружившие тогда с греками, тоже со своей сторо ны дали весть, что «идут русские, наняли себе и пече негов».

Беда надвигалась на Константинополь сразу с двух сторон. Если о численности русского флота во вто ром походе нет известий, то на сей раз русская кон ница, вместе с союзниками-печенегами, выглядела впечатляюще и могла подвергнуть опустошению ев ропейские провинции Византийской империи. Гре­ческие вельможи поняли еще до начала боевых дей ствий всю опасность своего положения.

Император Роман Лакапин отправил полномоч ных послов к киевскому великому князю, когда тот со своими главными силами стоял уже на берегах Дуная. Речь шла о заключении мира еще до начала войны. Византийские послы сказали Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, придем и еще к той дани». И к печенегам прибыли греческие посланни ки, привезя с собой степным ханам золото и ткани. Их подкупали с одной-единственной целью — чтобы печенеги отложились от Руси.

Князь Игорь собрал ближнюю дружину и начал с ней совещаться, объяснив желание византийцев за ключить с ним мир. Дружинники были рады без сра жений и потерь в своих рядах взять с Византийской империи большую дань, к которой император Роман обещал дать еще и прибавку.

Верные соратники великого князя Киевского ска зали ему на совете: «Когда Царь без войны дает нам серебро и золото, то чего более можем требовать? Известно ли, кто одолеет? мы ли? они ли? и с морем кто советен? Под нами не земля, а глубина морская: в ней общая смерть людям».

Игорь Рюрикович принял совет ближней дружи ны. Он взял у греческих послов богатые дары — золо то и паволоки (ткани) на все свое войско и воротился домой с победой, так и не скрестив во второй раз мечи с византийцами. Одновременно он велел наем ным печенегам разорить соседнюю Болгарию.

На следующее лето византийский император при слал в Киев своих полномочных послов для заключе ния нового мирного договора с Русью. Они просили снова построить мир такой, какой был построен между Византией и Киевской Русью при князе Олеге.

Заключению мира предшествовала небольшая офи циальная церемония. «Говорите, что сказал ваш царь», — вопросил князь Игорь, когда греческие по слы предстали перед ним с низким поклоном. «Наш царь рад миру», — отвечали византийцы. — Мир и любовь хочет иметь с князем русским. Твои послы водили нашего царя к клятве, и наш царь послал во дить к клятве тебя и твоих мужей». — «Хорошо», — ответил послам великий князь.

Договор о мире был утвержден в Киеве сразу в двух местах. Князь Игорь в сопровождении послов, жены Ольги и сына Святослава, дружины — все они были язычниками — отправились на холм, где стоял идол славянского бога Перуна. Там русские воины положили перед истуканом свое оружие: щиты, мечи, секиры, шлемы и прочее, а также золото — запястья с рук и гривны с шей.

И клялся великий князь Игорь Рюрикович со сво ими ближними людьми в незыблемости мира: «Да не имут они в случае нарушения мира помощи от бога Перуна; да не защитятся своими щитами: да падут от собственных мечей, стрел и другого оружия: да будут рабами в сей век и будущий!»

Клятва в тот день приносилась в стольном граде Киеве еще и в другом месте — в соборной церкви святого Ильи на Подоле. Здесь в верности соблюде ния мирного договора клялись те именитые русские люди, которые исповедовали христианскую религию. Таких крещеных людей в Киеве становилось все боль ше и больше.

Утвердив мир с Византией и выгодный договор с греками, князь Игорь «на отпуск» одарил император ских послов русскими товарами, которые всегда были в большой цене в Царьграде: дорогими мехами, челя дью — рабами и воском, из которого для константи нопольских храмов изготовлялись свечи. Послы при няли все это с большой благодарностью и на судах отправились домой.

Договор великого князя Игоря с Византией во многом повторял мир князя Олега. Это касалось прежде всего тех статей, где говорилось об уголов ной ответственности за преступления, пребывании торговых людей и посланников, выкупе русских и греческих пленников, сыске беглых невольников, снабжении экипажей торговых судов, отправлявших ся домой.

Но были в мирном договоре и новые статьи. Рус ская сторона обязывалась «не творить никакого зла Херсонцам», ловящим рыбу в устье Днепра. Русы не могли там зимовать, обязываясь осенью возвращать ся домой. Князь Русский обязывался не пропускать через свои владения «черных болгаров воевать в стра не Херсонской». То есть не пропускать болгарские военные отряды с дунайских берегов в Крым, гречес кие поселения которого являлись частью Византий ской империи.

Четырнадцатая статья мирного договора гласила: «Ежели Цари Греческие потребуют войска от Русско го Князя, да исполнит Князь их требование, и да уви дят чрез то все иные страны, в какой любви живут Греки с Русью».


Copyright MyCorp © 2024