СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Мини-чат

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!



Пятница, 29 Марта 2024, 04:19
Приветствую Вас Гость | RSS
  
Исторический клуб
"КЛИО" 

Главная | Регистрация | Вход
Полюдье / Смерть Игоря


Казалось, что для правления Игоря Старого на ступало мирное время. Второй поход на Царьград за кончился полным успехом еще до начала военных действий, с Византией заключен выгодный мирный договор. Соблюдали мир и соседи — печенеги. Но великокняжеская казна оказалась почти пустой — зла то и серебро в большом числе оказалось потрачен ным на снаряжение двух огромных флотов, первый из которых в большей части не вернулся на Русь с Черного моря.

Пустота казны стала причиной «возмущения» соб ственной великокняжеской дружины, состоявшей почти исключительно из варягов. Наемные профес­сиональные воины-викинги отличались во все вре мена известным корыстолюбием. К тому же для Игоревых дружинников заразительным оказался образ ва ряжской дружины воеводы Свенельда, которой доз волялось самостоятельно собирать дань с отдельных русских земель.

Дружинники открыто говорили великому князю: «Мы босы и наги, а Свенельдовы отроки богаты ору жием и всякою одеждою. Поди в дань с нами, да и мы, вместе с тобою, будем довольны».

Ходить в дань означало для того времени княжес кий объезд, сбор с подвластных славянских племен назначенной дани. На Руси это называлось полюдь ем. Оно было большим государственным предприя тием и сопровождалось объездом князем и его «му жами» земель подвластных племен, прежде всего их главных городов и крупных поселений.

Полюдье совершалось ежегодно и продолжалось всю зиму — то есть шесть месяцев в году — с ноября по апрель. Часть дани собиралась местными князья ми для Киева заранее и хранилась в специальных ста новищах, чтобы при освобождении рек — главных путей Руси — ото льда отправить собранное в стольный град Киев. Главнейшим пунктом хранения дани, по византийским источникам, на Киевской Руси могла быть крепость Смоленск.

Полюдье совершалось по строго определенному круговому маршруту. Это не был разгульный разъезд киевской великокняжеской дружины по весям и го родам без всякого разбора. Размер дани был опре делен со всей строгостью. Поэтому местные князья заранее везли в «становища» обусловленную дань — «везли повоз».

В качестве дани бралось все, что имело товарную стоимость: меха, мед, воск, железо, зерно, изделия кузнецов и других ремесленников, деньги — серебря­ные гривны, вяленая рыба, скот, ткани, речные суда-однодеревки и прочие товары. Скажем, в качестве дани брали паруса. На изготовление одного из них уходило 16 квадратных метров «толстины» — грубой, но проч ной парусины, или примерно 150 «локтей» ткани. Это был труд двух деревенских ткачих на всю зиму. Ткани делались из пряжи льна и конопли.

Полюдье было многолюдным. Вместе с великим князем и его дружиной для сбора дани отправлялись конюхи, ездовые с обозом, различные слуги, «кор-мильцы»-кашевары, «ремественники», чинившие сед ла и конскую сбрую, и другие княжеские люди.

Некоторое представление о численности полюдья дают слова арабского писателя Ибн-Фадлана, совер шившего в 922 году путешествие на Волгу. Он пишет следующее о киевском князе: «Вместе с ним (царем русов) в его замке находятся 400 мужей из числа бо гатырей, его сподвижников, и находящиеся у него на дежные люди...» Даже если учесть, что великий князь должен был оставить в Киеве какую-то часть «бога тырей-дружинников для защиты своей столицы от печенегов, то и в этом случае полюдье состояло из нескольких сотен дружинников и «надежных людей», то есть хорошо вооруженных воинов.

По установившейся еще с времен правления Оле га традиции полюдье начиналось с Древлянской зем ли, с ее столицы — укрепленного городка Искоростеня. Там в то время правил князь Мал, который обя зан был к моменту приезда великого князя с дружи ной собрать значительную часть дани и прежде всего с сельского населения. Так было заведено с момента присоединения славянского племени древлян к Ки евскому государству.

Начало полюдья с Древлянской земли обусловли валось следующим немаловажным обстоятельством. Древлянская дань, собранная в ноябре, когда реки еще не покрылись льдом, могла быть сплавлена по Ужу в Днепр к Чернобылю и оттуда в Киев. Тем са мым не отягощался поезд великого князя, которому предстояло совершить длительную поездку для сбора дани.

Когда великий князь Игорь Рюрикович прибыл в Искоростень, древляне безропотно выплатили ему по ложенную дань. Многие историки не без оснований считают, что в это полюдье варяжская дружина Иго ря, желавшая богатства, нарушила размеры дани и грабила древлян. Те, видя многочисленность княже ских дружинников, смирились со своей участью. Это стало уже грубым нарушением договора о выплате племенем древлян дани стольному граду Киеву.

Собрав дань, более значительную по сравнению с прошлыми полюдьями, Игорь с дружиной выехал из Древлянской земли. Но справедливой взятую дань считал лишь великий князь — его дружинники из ва рягов считали иначе. Они стали просить его вернуть ся к древлянам, чтобы вторую дань взять себе, а не в великокняжескую казну.

Можно считать, что великий киевский князь Игорь Старый погиб от собственного неблагоразумия. Он сказал ближним дружинникам: «Идите с данью до мой (то есть в Киев), а я возвращаюсь к древлянам и похожу еще (то есть займусь сбором новой дани)». Правитель Киевской Руси пожелал получить больше «имения». Вне всякого сомнения, он принял такое решение под давлением собственной дружины.

Известие о том, что великий князь возвращается в Искоростень, встревожило все племя древлян. Их ста рейшины во главе с князем Малом собрались на со вет, где было сказано: «Если повадится волк в овчар ню, то вынесет все стадо, если не убьют его». Древля не решили, что если они не убьют великого князя, то он погубит их землю.

Правда, древляне сначала попытались отговорить великого князя и его дружинников от неправедных намерений разорить Древлянскую землю действитель но непомерной данью. Но тут нашла коса на камень: Игорь Рюрикович, только что получивший богатые дары от византийцев, решил взять больше со своих подданных. Он так и не послушал древлянских по слов, убеленных сединой старейшин племени: «Князь! Мы все заплатили тебе: для чего же опять идешь к нам?»

Великий князь Киевский второй раз вошел в Древ лянскую землю с малыми воинскими силами. Боль шая часть его личной варяжской дружины была от­правлена сопровождать собранную дань в столицу. При Игоре оказалось так мало дружинников, что они чис лом не могли внушить страх древлянам и обеспечить личную безопасность своему князю. Князь Мал и ста рейшины племени об этом знали.

Когда Игорь с малой дружиной подъехал к Искоростеню, навстречу ему из города вышло древлянское войско. Воины князя Мала были настроены реши­тельно и бескомпромиссно. Под стенами древлянс кой столицы произошла яростная кровопролитная схватка. Продолжительной она быть не могла — уж слишком неравными оказались силы противников. Дружинники-варяги и княжеские слуги почти все пали в той сече. Спастись могли только немногие.

Сам великий князь попал в плен. Приговор древ лянского вечевого собрания был суров и скор на ис полнение. Если пленных киевских дружинников каз нили «железом», то Игоря почтили почетной каз нью — так называемой размычкой. Он был привя зан за руки и за ноги к двум склоненным деревьям. Потом деревья по команде отпустили и приговорен ный к смерти правитель Киевской Руси был разор­ван на две части.

Казненного князя Игоря Рюриковича и его дру жинников, погибших в бою и тоже казненных, древ ляне погребли «у Искоростеня града в Деревех».

Так несчастливо кончил свою жизнь великий князь Игорь Рюрикович, второй по счету правитель Киевс кой Руси. Но его смерть будет уже в скором времени отомщена, и сделает это его верная жена великая кня гиня Ольга, которая станет править Русью и за под раставшего сына Святослава...

Игорь Старый правил Русью 32 года — срок до вольно продолжительный, треть столетия. В войнах с Византийской империей он не имел таких полковод­ческих успехов, которые выпали на долю великого князя Олега, его воспитателя. Однако он сохранил целостность Киевской Руси. Будучи язычником, он терпимо относился к христианству, пришедшему на Русь из Византии. Царьград во время второго похода русского войска склонил перед ним свою гордую го лову, как это было при великом князе Олеге.

Основатель правящей в Киевской Руси династии Рюриковичей, поскольку егоотец был только новго родским князем и не правил Русью, Игорь Старый все же не избежал «укоризны» за свое правление в трудах отечественных историков. И в том они дей ствительно правы.

H. М. Карамзин в «Истории государства Российс кого» писал об этом так: «Два случая остались уко ризною для его памяти: он дал опасным печенегам утвердиться в соседстве с Россиею, и не довольству ясь справедливою, то есть умеренною данию народа, ему подвластного, обирал его, как хищный завоева тель. Игорь мстил Древлянам за прежний их мятеж; но Государь унижается местию долговременною: он наказывает преступника только однажды».

Сходятся историки и в другом. Уж слишком мало летописных источников и народных преданий сохра нилось о времени правления в Киевской Руси вели кого князя Игоря Рюриковича и особенно о его лич ности. Поэтому просто трудно сказать что-то еще в похвалу или в обвинение Игоря Старого, княживше го 32 года над Русью.

Можно лишь добавить, что в годы его правления сложилось довольно четкое разделение русского об щества. Отныне население Киевской Руси делилось на следующие, как считает академик Борис Алексан дрович Рыбаков, слои:

I. «Великий князь Русский», «Хакан-Рус» (титул, равный императорскому).

2. «Главы глав», «светлые князья» (князья союзов славянских племен).

3. «Всякое княжье» — князья отдельных славян ских племен.

4. «Бояре», «мужи», «рыцари» — то есть дружин ники и «ближние великокняжеские люди».

5. Гости-купцы.

6. «Люди». Смерды — землепашцы.

7. Челядь. Рабы.

Достоверно и то, что государственность Древней Руси утверждалась в тяжелом противоборстве вели кокняжеской власти с подвластными славянскими племенами. Летописи многократно свидетельствуют о том, что те или иные племена русов «заратишася», «имяше рать» с великим князем Киевским. Одно из прямых свидетельств этому — полюдье Игоря Старо го в Древлянскую землю и его гибель от рук собствен ных данников.


Copyright MyCorp © 2024