СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Мини-чат

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!



Среда, 24 Апреля 2024, 23:55
Приветствую Вас Гость | RSS
  
Исторический клуб
"КЛИО" 

Главная | Регистрация | Вход
Письменный договор


Через четыре года — в 911 году — князь Олег по шлет в Царьград представительное посольство. Ви зантийская империя подтвердит свое намерение жить с Русью в мире и ее император заключит с Олегом первой в истории Восточной Европы письменный мирный договор, в котором было точно записано, как грекам надлежит вести себя со славянами — в тор говле и политике.

Этот драгоценнейший и древнейший письменный памятник истории государства Российского сохранил ся в летописи до наших дней. Вот его содержание:



Здесь и далее

Ссылка к иллюстрации


«Мы из роду Русского, Карл Инголет, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Ахтутруян, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом, Великим Князем Русским, и всеми сущими под ру кою его, Светлыми Боярами, к вам, Льву, Александ ру и Константину (брату и сыну первого) Великим Царям Греческим, на удержание и на извещение от многих лет бывшия любви между Христианами и Ру­сью, по воле наших князей и всех сущих под рукою Олега, следующими главами уже не словесно, как прежде, но письменно утвердили сию любовь, и клялися в том по закону Русскому своим оружием.

I. Первым словом да умиримся с вами, Греки! да любим друг друга от всея души, и не дадим никому из сущих под рукою наших Светлых Князей обижать вас: но потщимся, сколь можем, всегда и непрелож но соблюдать сию дружбу! Также и вы, Греки, да храните всегда любовв*неподвижную к нашим Свет лым Князьям Русским и всем сущим под рукою Свет лого Олега. В случае же преступления и вины да поступим тако:

II. Вина доказывается свидетельствами; а когда нет свидетелей, то не истец, но ответчик присягает — и каждый да клянется по Вере своей.

III. Русин ли убиет Христианина или Христианин Русина, да умрет на месте злодеяния. Когда убийца домовит и скроется, то его имение отдать ближнему родственнику убитого, но жена убийцы не лишается своей законной части. Когда же преступник уйдет, не оставив имения, то считается под судом, доколе най дут его и казнят смертию.

IV. Кто ударит другого мечом, или каким сосудом, да заплатит пять литр серебра по закону Русскому; неимовитый же да заплатит, что может; да снимет с себя и самую одежду, в которой ходит, и да клянется по Вере своей, что ни ближние, ни друзья не хотят его выкупить из вины: тогда увольняется от дальней­шего взыскания.

V. Когда Русин украдет что-либо у Христианина или Христианин у Русина, и пойманный на воров стве захочет сопротивляться, то хозяин украденной вещи может убить его, не подвергаясь взысканию, и возьмет свое обратно; но должен только связать вора, который без сопротивления отдается ему в руки. Если Русин или Христианин, под видом обыска, войдет в чей дом и силою возьмет там чужое, вместо своего, да заплатит втрое.

VI. Когда ветром выкинет Греческую ладию на землю чуждую, где случимся мы, Русь, то будем охра нять оную вместе с ее грузом, отправим в землю Гре­ческую, и проводим сквозь всякое страшное место до бесстрашного. Когда же ей нельзя возвратиться в оте чество за бурей или другими препятствиями, то по можем гребцам и доведем ладию до ближайшей при стани Русской. Товары и все, что будет в спасенной нами ладии, да продается свободно; и когда пойдут в Грецию наши Послы к Царю, или гости для купли, они с честию приведут туда ладию и в целости отда дут, что выручено за ее товары. Если же кто из рус ских убьет человека на сей ладии, или что-нибудь украдет, да примет виновный казнь вышеозначенную.




VII. Ежели найдутся в Греции между купленными невольниками Россияне или в Руси Греки, то их ос вободить и взять за них, чего они купцам стоили, или настоящую, известную цену невольников; пленные также да будут возвращены в отечество, и за каждого да внесется откупу 20 златых. Но Русские воины, ко торые из чести придут служить Царю, могут, буде за хотят сами, остаться в земле Греческой.

VIII. Ежели невольник Русский уйдет, будет укра ден или отнят под видом купли, то хозяин может вез де искать и взять его; а кто противится обыску, счи­тается виновным.

IX. Когда Русин, служащий Царю Христианско му, умрет в Греции, не распорядив своего наследства, и родных с ним не будет, то прислать его имение в Русь к милым ближним, а когда сделает распоряже ние, то отдать имение наследнику, означенному в духовной.

X. Ежели между купцами и другими людьми Рус скими в Греции будут виновные, и ежели потребуют их в отечество для наказания, то Царь Христианский должен отправить сих преступников в Русь, хотя бы они и не хотели туда возвратиться.

Да поступают так и Русские в отношении к Гре кам.

Для верного исполнения сих условий между нами, Русью и Греками, велели мы написать оные кинова рью на двух хартиях. Царь Греческий скрепил их своею рукою, клялся Святым Крестом, Нераздельною Жи вотворящею Троицею единого Бога, и дал хартию нашей Светлости; а мы,%Послы Русские, дали ему другую и клялися по закону своему, за себя и всех Русских, исполнять утвержденные главы мира и люб ви между нами, Русью и Греками. Сентября во 2 не делю, в 15 лето от создания мира...»

Договорные документы были написаны на двух языках — греческом и славянском. Славянская гра мота была изобретена Кириллом в чешской земле Моравии и имела хождение в Киевской Руси. Посоль ство князя Олега в Царьград состояло, если судить по именам, в своем большинстве из варягов, которые, вне всякого сомнения, говорили на языке славян и должны были знать их грамоту. С другой стороны, при дворе византийского императора традиционно на ходилось немало выходцев из Руси, прежде всего во инов, которые нанимались к нему на службу.

Этот мирный договор Византии с Русью подписал новый император Константин Багрянородный. Он имел двух любимцев, которые были славянами по происхождению — Гаврилопула и Василича. В Визан тии того времени был и патриарх из славян по имени Никита.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что взаимные обиды и ссоры византийцев и русских куп цов в Константинополе заставили, как надо думать, императора и князя Олега включить в договор о мире статьи уголовных законов. Эти статьи обеспечивали личную безопасность греков и русских, оказавшихся в чужой стране, их собственность, право наследова ния, силу завещаний.

Мирный договор между Киевской Русью и Визан тийской империей свидетельствует о главном: в X столетии на Руси существовало строгое законодательное право, которое отдельными статьями вносилось и в международные договоры.

Седьмая и восьмая статьи договора говорят о том, что русские купцы торговали невольниками, ими мог ли быть военнопленные, купленные у соседних наро дов рабы, собственные преступники, которые по за кону Древней Руси лишались личной свободы.

Император Константин Багрянородный одарил Олеговых послов золотом, драгоценными (дорогими) одеждами и тканями, велел показать им красоту и богатство христианских храмов. В самом Киеве и на Руси имелось уже немало людей, отказавшихся от верований предков и ставших христианами. По всей видимости, и среди послов оказались христиане. Посольство с честью было отпущено в Киев. Князь Олег мог быть доволен результатами дипломатической по­ездки ближних ему «мужей».



Copyright MyCorp © 2024