По возвращении из царьградского похода князь Олег почувствовал, что устал. Тридцать лет властво вания над Русью не могли пройти бесследно. Летопи си свидетельствуют, что сразу же после обогатившего его похода объединенного войска славянских племен Руси и варягов «великий князь Русский», как было написано в мирном договоре 911 года, исчезает не только из столицы Руси города Киева, но и вообще с русского горизонта.
Отечественные историки, в частности Н. М. Ка рамзин, объясняют такое следующим образом. Тогда были иные времена, и правитель не всегда цеплялся костенеющей рукой за трон, на который зачастую вла дыки восходили не по праву. Олег, по всей видимос ти, прекрасно понимал, что нельзя жить вечно, нель зя унести с собой в могилу то, что ты здесь привык считать своим.
Некогда племянник Рюрика отодвинул его сына в тень великокняжеской власти и тот не оспаривал у воспитателя свое законное право владеть Русской землей. Он даже не стал вассальным Киеву новгородс ким князем. Ныне же князь Олег отдавал уже зрело му мужу князю Игорю великое и могучее государ ство, вошедшее в мировую историю под названием Киевская Русь. Игорь Рюрикович был готов стать ве ликим князем Киевским: он получил воспитание и как правитель, и как полководец.
Вне всяких сомнений, великий князь Русский Олег по собственной воле оставляет стольный град Киев и отдает Русь под управление Игоря, своего воспитан ника. В летописных источниках не сохранилось дос товерных сведений о том, где он скончался и где на ходится его могила. Легенды указывают его могилы в самых разных местах.
По одним источникам, князь Олег из Киева уехал в Новгород, а оттуда в город-креп ость Ладогу на Вол хове, где и умер. Другие говорят, что тело его погребено на горе Щековице и современники летописца Нестора звали это место Ольговой могилой.
Достоверно одно, что правивший Русью 32 года великий князь Олег умер в 913 году. С викингом Рю риком он мог прибыть в Новгород только юношей и потому умер в глубокой старости. Так считает Н. М. Ка рамзин. Более точных сведений о возрасте князя Оле га история сохранить просто не смогла.
Вещий Олег ушел из жизни со славой искусного правителя, мудрого великого князя русского, велико го полководца Древней Руси. Но кровь его соплемен ников варягов Аскольда и Дира осталась пятном его славы. Равно как и жестокость Олеговых дружинни ков из числа варягов во время царьградского похода. Выходцы из Скандинавии не только на Руси слави лись своей жестокостью, нередко откровенно бессмыс ленной и дикой. Викинги, служившие киевским кня зьям, исключения не составляли.
... Имя князя Олега еще при жизни было овеяно легендами. Об этом свидетельствуют многие лето писи. Летописец свидетельствует о следствиях Оле-говой кончины: «народ стенал и проливал слезы». «И плакали все люди плачем великим», хороня сво его Вещего князя, который первый собрал Русскую землю в одно великое государство и громко просла вил русское имя своими удачными походами и муд рыми договорами. Именно такую оценку правлению князя Олега дает отечественный историк Александр Дмитриевич Нечволодов, который волей судьбы вы рос из командира пехотного полка в крупного ис следователя Древней Руси и стал автором известно го труда «Сказания о Русской земле с древнейших времен до расцвета русского могущества при Яро славе Мудром».
С именем князя Вещего Олега в отечественной древней истории связана красивая легенда, обыгран ная поэтически даром Александра Сергеевича Пуш кина. Летописец рассказывает, что волхвы и кудес ники предсказали как-то князю Олегу, что он умрет от своего любимого коня, верного спутника в воен ных походах. Поэтому князь, человек своего време ни, суеверный, отправил коня на покой и больше никогда не садился на своего верного любимца. Кня жеским повелением коню был дан хороший уход.
Через четыре года князь Олег вспомнил о пред сказании волхвов и кудесников и поинтересовался судьбой любимого коня. Когда же он узнал о смерти коня, то изъявил желание увидеть его кости. Поста вив ногу на конский череп, князь Олег, смеясь, ска зал: «От этого ли лба я приму свою смерть?» Но в эту минуту он был смертельно укушен змеею, выполз шей незаметно из конского черепа.
Этой народной легенде можно верить и не верить, равно как и пророчеству волхвов и кудесников. Но для истории это едва ли не единственная древнейшая версия смерти великого князя Русского Вещего Оле га. Оспаривать эту версию просто сложно, поскольку древнерусские летописи умалчивают о последних днях жизни первого правителя Киевской Руси.