После этого князь Олег развернул строительство городов-крепостей на землях славянских племен, ему подвластных. В эти укрепленные городки правителем Киевской Руси назначались посадники-«мужи», они правили от имени князя, собирали дань, которая в немалой части шла на содержание варяжской дружи ны. Только один Новгород давал ежегодно дань в 300 серебряных гривен, по тем временам огромную де нежную сумму.
Олег относился к тем предводителям скандинав ских викингов, которые просто не могли жить без войны, завоевательных походов, атмосферы опасно стей и ратной славы. Киев, стоявший на границе с Диким Полем, где кочевали воинственные народы, и от которого шел прямой ладейный путь в Черное море, как нельзя лучше устраивал правителя Древ ней Руси.
В то время владения русского князя-варяга не имели четких государственных границ, не было и на дежной связи между отдельными землями, которые платили дань киевскому владельцу. Не все славянс кие племена подчинялись ему. К тому же соседи в большой семье славянских племен постоянно твори ли друг другу «тесноту» — то есть нападали на сосе дей.
В первое же лето князь Олег совершил военный поход на племя древлян. Они жили в дремучих лесах на берегах реки Припяти. Древляне встретили Олегово войско с оружием в руках, не желая покоряться киевскому князю-варягу. Но в битве древляне по терпели поражение и были вынуждены стать данни ками победителя, обязавшись платить дань князю Олегу черными куницами — древлянские леса отли чались обилием пушного зверя.
Следующие два года ушли у Олега на покорение земли двух других славянских племен — днепровс ких северян и соседственных с ними радимичей. Они проживали восточнее Киевщины. В то время эти два племени платили дань хазарам, которые приходили за ней из Дикой Степи конным многочисленным войском. Северянам и радимичам было не под силу бо роться одним против Хазарии.
Князь Олег повел себя как искусный дипломат-правитель. Придя в земли северян с сильной дружи ной, он возложил на них дань легкую, но с услови ем, чтобы племя отныне не платило дань хазарам. Олег сказал старейшинам северян: «Я хазарам не друг, а не вам». Верность и доброе расположение се верян обеспечивало безопасность сообщения южных русских областей с северными.
Племя радимичей проживало на берегах реки Сож. Оно согласилось платить дань Киеву в том же раз мере, как и Хазарии: по мелкой монете — щляге — с каждой сохи. Однако такое решение радимичей при-шлось не по душе князю Олегу. Он заявил им: «Не £~ давайте хазарам, но мне давайте».
Таким образом, была уничтожена власть хана Ха зарии над славянскими племенами, проживавшими на территории современных Черниговской области Украины и Витебской области Белоруссии. В самой Хазарии, чье былое могущество шло к упадку, «дре мали», не видя серьезной для себя угрозы в действи ях новоявленного киевского правителя.
После этого киевский князь обратил свое оружие и дипломатию на земли днепровского левобережья, а затем и правобережья, где проживали славянские пле мена, еще не платившие дани стольному Киеву. Древ нерусский летописец называет в числе подданных князя Олега племена дулебов, тиверцев и хорватов.
Вскоре новому киевскому правителю пришлось столкнуться с кочевниками, которые вышли с восто ка к берегам Днепра. Это были угры, или нынешние венгры, которые некогда обитали близ Урала. Угров теснил более могущественный кочевой народ — пе ченеги. Князь Олег пропустил пришельцев на запад через свои владения. Было ли это сделано дружелюб но или он отразил их от Киева силой — в летописях об этом ничего не говорится.
До 906 года князь Олег правил Русской землей, обустраивая ее государственное правление. К тому времени его воспитанник-родич Игорь подрос и «воз мужал летами». Но он не требовал своего княжеского наследия у властолюбивого предводителя викингов Олега, окруженного верной варяжской дружиной и овеянного ратной славой.