Как пишется история? Откуда и как историк узнает о фактах? Факты отражены в источниках: документах, вещах, рисунках, фотографиях и т. п.
Знакомство исследователя с источником начинается с чтения. Просто ли прочесть источник, например грамоты XII в., летописи или столбцы XVII в.? Оказывается, прочесть их без специальной подготовки невозможно.
Перед вами текст:
Это начальная фраза Судебника Ивана III, т. е. сборника законов, составленного в 1497 г. при московском князе Иване III. Судебник сохранился в единственном списке (копии) начала XVI в. Приведенная фраза читается так:
«Лета 7006-го месяца септемвриа уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси
Присмотритесь к древнему тексту. Вы увидите, что цифры изображены буквами. Начертания некоторых букв существенно отличаются от современных, букву «в» совсем трудно узнать, буквы S в теперешнем алфавите вовсе нет, часть букв написана над строкой, отдельные буквы пропущены, текст не разделен на слова и т. д. Все это характерные черты русского средневекового
Изучением древних знаков письма занимается вспомогательная историческая дисциплина — палеография (от греческих слов «палайос» — древний и «графо» — пишу). Постепенно палеография стала изучать не только начертания букв и буквенных сочетаний, но также и рисунки, украшавшие рукописи, материалы, на которых писали (пергамен, бумага), орудия письма, переплет и т. д.
Если старинную бумагу посмотреть на свет, нетрудно обнаружить в ней просвечивающие изображения. Это водяные знаки (филиграни). При ручном способе производства бумаги кашицеобразная тряпичная масса, служившая сырьем, черпалась из чана прямоугольным подрамником с натянутой на нем проволочной сеткой. На сетке делался из проволоки же какой-нибудь рисунок. При отливке бумажная масса ложилась на проволоке более тонким слоем, чем на подрамнике, и на листе бумаги получалось видимое на свет изображение. На листах старинной бумаги могут просвечивать изображения головы быка, руки в перчатке с цветочком, кувшинчика, змеи, единорога, крепостных ворот, кораблика и т. п. Учеными-палеографами составлены альбомы водяных знаков и указаны даты рукописей, в бумаге которых они обнаружены. Встречаясь с недатированным документом, исследователь по водяному знаку может установить, к какому времени он относится.
Но почему в тексте написано «Лета 7006-го»? Какой это год? На этот вопрос отвечает уже не палеография, а другая вспомогательная историческая дисциплина — хронология. Название ее составлено из двух греческих слов: «хронос» —время и «логос» — учение. Хронология изучает различные системы счета времени, т. е. календари и эры. Система летосчисления, которой мы пользуемся, называется нашей или новой эрой. Она появилась в VI в., когда была вычислена дата мифического рождения Христа, и от нее начался счет времени.
В средневековой Руси после принятия христианства и до 1700 г. счет времени вели от «сотворения мира» (это так называемая византийская эра). Считалось, что «сотворение мира» произошло на 5508 лет раньше «рождения Христа», поэтому при переводе древнерусских дат на нашу эру из числа, указанного в источнике, вычитают 5508.
Вернемся к нашей фразе из Судебника. Вычтя из 7006 число 5508, получим 1498 г. Дата эта неправильная. Причина ошибки в том, что мы не учли указанный в источнике месяц. В византийской и нашей эре не совпадают начала года: византийский год начинается с сентября, наш год — с января. Сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 7006 г. прошли до января 1498 г., т. е. в 1497 г. Значит, для этих месяцев из даты источника нужно вычитать не 5508, а 5509. Но и на этом не кончаются трудности. До XIV в. включительно на Руси, в отличие от византийской эры, год начинался не с сентября, а с марта. Некоторые летописцы начинали год с 1 марта, на 6 месяцев раньше 1 сентября византийского года («старший» мартовский, или ультрамартовский, год), другие — с 1 марта на 6 месяцев позже 1 сентября («младший» мартовский, или просто мартовский, год). При переводе на январский год нашей эры для дат между мартом и декабрем надо вычитать в первом случае 5509, во втором — 5508, для января и февраля в первом случае — 5508, во втором — 5507.
Установить, каким стилем пользовался летописец — ультрамартовским или мартовским, сложно. Учеными проделана в этой области большая работа. Например, долгое время считалось, что смерть Андрея Боголюбского одни источники датируют 1174 г., другие — 1175 г. На самом деле в одних летописях указан 6682 г. мартовского стиля, в других — 6683 г. ультрамартовского стиля. Таким образом, и те и другие указывают один и тот же 1174 г.
В источнике нам встретилось выражение «Дадут с лодии два пуза соли». А что такое «пуз»? Ответ на этот вопрос дает вспомогательная историческая наука — метрология (от греческих слов «метрон» — мера и «логос»—учение). «Пуз»—мера сыпучих тел, равная 1/4 общерусской четверти. В XVI—XVII вв. четверть содержала от четырех до шести пудов ржи. Поскольку удельный вес соли вдвое больше, чем ржи, пуз соли будет весить до трех пудов.
Существует ряд других вспомогательных исторических дисциплин. Они изучают печати (сфагистика), гербы (геральдика), монеты (нумизматика) и т. д.
БДЭЭ-История человечества
Исторические дисциплины
- Антропология — изучение человека и его взаимодействия с миром.
- Археография — теория и практика издания письменных источников.
- Археология — изучение по вещественным источникам исторического прошлого человечества.
- Архивоведение — изучение вопросов комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов.
- Архонтология — изучение истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах.
- Бонистика — изучение истории печатания и обращения бумажных денежных знаков.
- Генеалогия — изучение родственных взаимосвязей людей.
- Геральдика — изучение гербов.
- Дипломатика — изучение исторических актов (юридических документов).
- Историография — изучение истории и методологии исторического познания, а так же изучение взглядов и работ различных историков.
- Историческая география — наука на стыке истории и географии.
- Историческая демография — наука о демографической истории человечества.
- Историческая методология — изучение различных систем методов, которые могут быть использованы в процессе исторического исследования и специфики различных исторических научных школ.
- Историческая метрология — изучение употреблявшихся в прошлом мер — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии.
- История науки — история научных знаний, политических и правовых учений, история философии и т. п.
- История религии — изучение возникновения и развития религиозных верований и сакральных культов, взаимосвязей и особенностей локальных и мировых конфессий.
- История экономики — история развития экономики.
- История экономических учений (история экономической мысли) — история появления и развития экономических школ, теорий, систем идей и взглядов, в разные периоды времени.
- История государства и права — изучает закономерности развития государства и права у различных народов мира в разные исторические периоды.
- История политических и правовых учений — изучает особенности взглядов на вопросы сущности, происхождения и существования государства и права различных мыслителей в различные исторические периоды.
- Источниковедение — изучение исторических источников.
- Краеведение — изучение архитектуры, биологии, географии, истории, культуры, литературы, медицины, религиозных культов, самоуправления, сельского хозяйства, спорта, топонимики, фортификации, экологии конкретного региона.
- Медиевистика — изучение истории средних веков.
- Нумизматика — изучение истории монетной чеканки и денежного обращения по монетам.
- Палеография — изучение истории письма, закономерности развития его графических форм, а также памятников древней письменности.
- Папирология — изучение текстов на папирусах, находимых преимущественно в Египте.
- Сфрагистика — изучение печатей (матриц) и их оттисков на различных материалах.
- Фалеристика — изучение наградных знаков отличия.
- Хронология — изучение последовательности исторических событий во времени либо наука об измерении времени.
- Эортология — изучение церковных праздников.
- Эпиграфика — изучение надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.)
- Этнография — изучение народов и этносов, их происхождения, культуры и поведения.