СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Мини-чат

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!



Пятница, 10 Мая 2024, 07:13
Приветствую Вас Гость | RSS
  
Исторический клуб
"КЛИО" 

Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Научные труды

Б. А. Рыбаков ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВHЕЙ РУСИ
[ Скачать с сервера (679.7 Kb) ] 30 Сентября 2011, 06:29
   ОГЛАВЛЕНИЕ
 =====================================================================
                             Предисловие

                            Часть первая
                     ЯЗЫЧНИКИ "ТРОЯНОВЫХ ВЕКОВ"

      Глава первая. ПРЕДКИ РУСИ
      Глава вторая. ПОГРЕБАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ
      Глава третья. СВЯТИЛИЩА, ИДОЛЫ И ИГРИЩА
      Глава четвертая. КАЛЕНДАРНЫЕ "ЧЕРТЫ И РЕЗЫ"

                            Часть вторая
                          АПОГЕЙ ЯЗЫЧЕСТВА

      Глава пятая. НА ПОРОГЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
      Глава шестая. ЯЗЫЧЕСТВО СЕВЕРНЫХ ОКРАИН
      Глава седьмая. ЖРЕЧЕСКОЕ СОСЛОВИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ
      Глава восьмая. ПРОТИВОБОРСТВО ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТИАНСТВА в X в.
      Глава девятая. ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕФОРМА ВЛАДИМИРА

                             Часть третья
                       ДВОЕВЕРИЕ (XI-XIII вв.)

      Глава десятая. ДОМ В СИСТЕМЕ ЯЗЫЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
      Глава одиннадцатая. НАРОДНЫЕ ОБЕРЕГИ
      Глава двенадцатая. ЯЗЫЧЕСТВО В ГОРОДСКОМ БЫТУ XI-XIII вв.
      Глава тринадцатая. ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНЕСТВА XI-XIII вв.
      Глава четырнадцатая. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛАВЯНО-РУССКОГО
            ЯЗЫЧЕСТВА


                              ПРЕДИСЛОВИЕ
 =====================================================================

      Эта книга является прямым продолжением, как  бы  вторым  томом,
  моего исследования "Язычество древних славян", вышедшего в 1981  г.
  В первой книге автора интересовали прежде всего глубокие корни  тех
  народных   религиозных    представлений,    которые    охватываются
  неопределённым термином "язычество".
      При  выяснении  этих   корней   и   глубины   народной   памяти
  приходилось широко пользоваться не только отрывочными сведениями об
  археологических реалиях древности, но и данными народного искусства
  и фольклора XIX в. и средневековыми  поучениями  против  язычества,
  написанными в XI-XIII вв. Эти экскурсы в более поздние эпохи служили
  только одной цели -- помочь выяснению первичных форм мифологии,  её
  истоков  и,  насколько  это  было  возможно,  определению   времени
  возникновения тех или иных религиозно-мифологических представлений.
  Углубление в палеолит или энеолит не являлось самоцелью и отнюдь не
  означало полной и всесторонней обрисовки представлений  этих  эпох.
  Автору важно было показать, что элементы мировоззрения  глубочайшей
  древности сохранились в крестьянской среде России вплоть до XIX,  а
  кое в чем и до начала XX в. Это давало  право  широко  использовать
  такой  драгоценный  материал,   как   этнографический,   для   всех
  промежуточных эпох.
      Данный,    второй,    том    посвящен,    во-первых,    анализу
  восточнославянского язычества на  протяжении  всего  I  тысячелетия
  нашей эры вплоть до встречи с христианством; во-вторых, здесь будет
  рассмотрен сложный симбиоз древней народной религии с  привнесенным
  извне христианством.
      Последняя стадия  развития  родоплеменного  строя  у  восточных
  славян дала много  нового  в  сфере  идеологических  представлений.
  Киевская Русь создавалась  как  языческое  государство,  в  котором
  религия прадедов достигла своего апогея. С  принятием  христианства
  создается своеобразная амальгама старых  и  новых  форм,  названная
  "двоеверием".
      Хронологически этот том охватывает время от  первых  упоминаний
  славян-венедов античными авторами в I -- II вв. н. э. до татарского
  нашествия в 1237 -- 1241 гг.
      Восточнославянское язычество накануне  создания  Киевской  Руси
  и в его  дальнейшем  сосуществовании  с  христианством  отражено  в
  большом  количестве  материалов,  являющихся  источниками  для  его
  изучения.  Это,  прежде  всего,  подлинные   и   точно   датируемые
  археологические  материалы,  раскрывающие  самую  суть   языческого
  культа: идолы  богов,  святилища,  кладбища  без  внешних  наземных
  признаков ("поля погребений", "поля погребальных урн"), а также и с
  сохранившимися  насыпями  древних  курганов.  Кроме  того,  это  --
  находимые в курганах, в кладах и просто в культурных слоях  городов
  многообразные изделия прикладного искусства,  насыщенные  архаичной
  языческой  символикой.  Из  них  наибольшую  ценность  представляют
  женские  украшения,  часто  являющиеся  в  погребальных  комплексах
  свадебными  гарнитурами  и  в  силу   этого   особенно   насыщенные
  магическими заклинательными сюжетами и амулетами-оберегами.
      Своеобразным,  но  очень  плохо  изученным  остатком  языческой
  старины являются многочисленные  названия  урочищ:  "Святая  гора",
  "Лысая гора" (местопребывание ведьм), "Святое озеро", "Святая роща",
  "Перынь", "Волосово" и т. п.
      Очень важным источником являются  свидетельства  современников,
  занесенные в летописи или в специально написанные  поучения  против
  язычества. По поводу последних  следует  сказать,  что  они  сильно
  отличаются от сведений современников о западных славянах. На запад,
  в земли балтийских славян, ехали миссионеры  с  заданием  окрестить
  местное население и приобщить его к пастве римского папы.  Рассказы
  католических епископов о  славянских  языческих  храмах  и  обрядах
  являлись своего рода отчетностью перед римской курией об успехах их
  апостольской деятельности. Миссионеры писали по принципу контрастов:
  разгульное, неистовое  язычество  с  многолюдными  празднествами  и
  кровавыми жертвоприношениями,  с  одной  стороны,  и  благолепие  и
  смирение после успеха проповеди христианства,  с  другой.  Описание
  языческого    культа    было    одной     из     задач     западных
  епископов-миссионеров, и это делает  их  записи  особенно  ценными.
  Русские авторы XI-XIII вв. не описывали язычество, а бичевали  его,
  не перечисляли элементы языческого культа, а огульно  осуждали  все
  бесовские действа, не вдаваясь  в  подробности,  которые  могли  бы
  интересовать нас, но были слишком  хорошо  известны  той  среде,  к
  которой обращались проповедники. Тем не менее, несмотря на указанную
  особенность  русских  антиязыческих  поучений,   они   представляют
  несомненную ценность.
      Что же касается этнографии как таковой, как науки  XIX-XX  вв.,
  то следует сказать, что без  привлечения  необъятного  и  в  высшей
  степени ценного этнографическо-фольклорного материала тема язычества
  не может быть доведена до конца.
      Применительно к Киевской Руси мы должны сказать, что  те  темы,
  которые  могут  быть  так  полно  представлены   в   предполагаемом
  этнографическом томе, для эпохи Киевской Руси не документированы или
  уцелели лишь фрагментарно. Можно  во  многих  случаях  использовать
  ретроспективный метод, но у этого метода есть одно слабое место  --
  мы далеко не всегда знаем, на какой хронологической глубине следует
  остановиться в ретроспекции, где кончается точный научный  метод  и
  где начинается допущение.
      Поискам  этих  граней  между   достоверным   и   предполагаемым
  посвящен ряд разделов книги "Язычество древних славян",  в  которых
  выяснялась  глубина  памяти  русских,  украинских   и   белорусских
  крестьян.
      Выявление глубоких корней дает нам право на  применение  метода
  экстраполяции, т. е. распространения на Киевскую Русь тех верований
  и форм  культа,  которые  документированы  как  для  более  раннего
  времени, так и для более позднего.
      Учитывая  возможности  достоверной  экстраполяции,  мы   должны
  насытить наши  представления  о  язычестве  древней  Руси  также  и
  представлениями  о  хороводах,  ритуальных  песнях,  маскарадах,  о
  детских  играх,  о   волшебных   сказках.   Почти   все   богатство
  восточнославянского фольклора,  записанного  в  XIX  в.,  мы  можем
  проецировать в I тысячелетие н. э.  и  тем  самым  приблизить  наше
  представление о той эпохе к её реальному многообразию и красочности,
  которые совершенно недостаточно отражены археологией или поучениями
  против язычества.
      Около полутора  столетий  Киевская  Русь  была  государством  с
  языческой   системой,    нередко    противостоящей    проникновению
  христианства. В Киевской Руси IX --  X  вв.  сложилось  влиятельное
  сословие жрецов  ("волхвов"),  руководившее  обрядами,  сохранявшее
  давнюю      мифологию      и      разрабатывавшее       продуманную
  аграрно-заклинательную символику.
      В  эпоху  Святослава,  в   связи   с   войнами   с   Византией,
  христианство стало гонимой религией, а язычество было реформировано
  и  противопоставлено  проникавшему  на   Русь   христианству:   так
  называемый  "Пантеон  Владимира"  был,  с  одной  стороны,  ответом
  христианству,  а  с  другой  --  утверждением  княжеской  власти  и
  господства класса воинов-феодалов.
      Выполнение   общеплеменных   ритуальных   действий   ("соборы",
  "события"), организация ритуальных действий, святилищ и грандиозных
  княжеских  курганов,  соблюдение   календарных   сроков   годичного
  обрядового цикла, хранение, исполнение и творческое пополнение фонда
  мифологических  и   эпических   сказаний   требовало   специального
  жреческого  сословия  ("волхвы",  "чародеи",   "облакопрогонители",
  "ведуны", "потворы" и др.).  Через  столетие  после  крещения  Руси
  волхвы могли в некоторых случаях привлечь  на  свою  сторону  целый
  город для противодействия князю или епископу (Новгород).
      Греческое  христианство  застало  в  980-е  годы  на  Руси   не
  простое деревенское знахарство, а  значительно  развитую  языческую
  культуру со своей мифологией, пантеоном главных божеств, жрецами и,
  по всей вероятности, со своим языческим летописанием 912-980 гг.
      Прочность  языческих   представлений   в   русских   феодальных
  городах  средневековья  явствует,  во-первых,   из   многочисленных
  церковных  поучений,  направленных  против  языческих  верований  и
  проводимых в городах языческих обрядов и празднеств, а,  во-вторых,
  из языческой символики  прикладного  искусства,  обслуживавшего  не
  только простых людей городского посада, но и высшие, княжеские круги
  (клады 1230-х годов). Во второй половине XII в.  языческий  элемент
  сказывался еще в полной мере. Картина мира тогдашних русских горожан
  представляла собой сочетание  схемы  Козьмы  Индикоплова  с  такими
  архаичными образами.
      Парадный  золотой  убор  киевских  княгинь  был  отражением   и
  воспроизведением макрокосма в микрокосме личной одежды и украшений.
      Архитектурный      декор      содержит      ряд      композиций
  завуалированно-языческого содержания (Дмитровский собор Владимира).
      Наличие  явно  языческих  сцен,  связанных  с   русалиями,   на
  украшениях  княгинь  свидетельствует  об   участии   представителей
  социальных верхов в языческих обрядах.
      На рубеже XII и XIII вв.  устанавливается  "двоеверие",  т.  е.
  известное  компромиссное  равновесие   языческих   и   православных
  элементов.  В  прикладном  искусстве  на  месте  языческих  сюжетов
  появляются христианские. Новые поучения против язычества (конца XII
  -- начала XIII в.) свидетельствуют о том, что за два века формальной
  христианизации языческие теологи выработали новые  представления  о
  силах, управляющих миром, -- появилось бичуемое церковниками учение
  о почитании "света", как эманации высшей  божественной  силы.  Идея
  света, овеществленного в солнце и в динамике  его  небесного  хода,
  наполнила искусство и удержалась несколько столетий.
      Язычество древней Руси IX-XIII вв.  --  важный  раздел  русской
  средневековой культуры, без которого невозможно понять ни  народную
  культуру деревни и городского посада,  ни  сложную  и  многогранную
  культуру феодальных верхов, ярким образцом которой является  "Слово
  о полку Игореве", пронизанное народным языческим  мировоззрением  и
  предвосхищающее поэзию эпохи Ренессанса, так часто  обращавшуюся  к
  античному язычеству.

Категория: Научные труды | Добавил: Al-Nik
Просмотров: 1303 | Загрузок: 188 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024