Большая история
маленького человека
Культура повседневности между войнами и
тоталитаризмом
2010-09-02 / Андрей Мартынов
Россия и Германия в ХХ веке. Т. 1: Обольщение властью.
Русские и немцы в Первой и Второй мировых войнах; Т. 2: Бурные прорывы и
разбитые надежды. Русские и немцы в межвоенные годы; Т. 3: Оттепель,
похолодание и управляемый диалог. Русские и немцы после 1945 года. – М.: АИРО-XXI, 2010. – Т. 1. – 1024 с. Т. 2. – 896 с. Т.
3. – 1032 с.
Печальная ирония отечественной истории: России часто
приходилось воевать против своих друзей или учителей. Об этом и в
художественной литературе много сказано. Например, в «Слове о полку Игореве».
Против кого сражался князь Игорь? Против своего свата хана Кончака. Здесь даже
не дружеские, а родственные связи. Или Петр I. Он организовывал свою армию по
шведскому образцу, но ее боевым крещением стала Северная война, в которой основным
противником выступал Карл XII.
Многовековые
культурные, социальные, политические и экономические связи между Россией (а
затем Советским Союзом) и Германией обернулись за неполных три десятка лет
двумя жесточайшими вооруженными конфликтами. Совместный исследовательский
проект «Россия и Германия в ХХ веке», вышедший под редакцией Карла Аймермахера,
Геннадия Бордюгова и Астрид Фольперт, анализирует, каким образом между
гражданами двух стран сохранялись (и развивались) контакты в период
вооруженного или политического (холодная война) противостояния, как
существовали русские и немцы под прессом коммунистического и
национал-социалистического тоталитаризма, как воспринимали друг друга... При
этом ученых в значительной степени интересовали не внутренняя или внешняя
политика, не экономические отношения, а то, что называется с легкой руки Школы
анналов «культурой повседневности», история существования простых людей. В
данном случае книгу можно сравнить с «Историей России ХХ века» (ред. Андрей
Зубов), также поставившей целью показать механизмы выживания «маленького
человека».
Поэтому помимо реконструкции военно-политических проектов,
к каковым может быть отнесено восприятие немцев накануне Первой мировой войны
руководством русского Главного управления Генерального штаба (Евгений Сергеев),
Советского Союза в проектах германских послов в Москве (Хорст Гюнтер Линке) или
геополитических пасьянсов периода холодной войны (Карл Аймермахер, Астрид
Фольперт), рассматриваются письма с Восточного фронта рядового солдата, а затем
офицера кайзеровской армии Фридриха Грелле (Соня Рихтер) или взгляд российского
крестьянства на обе мировые войны (Ирина Кознова). И эмиграция представлена не
только всемирно известными именами писателя Владимира Набокова, жившего в
Берлине с 1922 по 1937 год (Ульрике Гольдшвеер), или генетика Николая
Тимофеева-Ресовского (Елена Левина), но и исходом простых людей, в частности,
немцев-меннонитов из СССР в конце 1920-х годов (Татьяна Филиппова) или
непростой жизнью в Советском Союзе политических эмигрантов из Германии (Петер
Дицель). Концептуально к последней статье примыкают работы Нины Вашкау о
судьбах российских немцев во время Второй мировой войны и Виктора Кригера о
политических процессах над последними.
Есть статьи и о трагедии немецких военнопленных в СССР
(Дмитрий Люкшин), в частности, об их судебном преследовании (Александр
Епифанов) и репатриации после смерти Сталина в рамках миссии Конрада Аденауэра
(Зоя Водопьянова). Жаль, что в трехтомнике не нашлось отдельной статьи о
преданных Международным Красным Крестом и собственным правительством советских
военнопленных…
Общий трагический опыт русских и немцев проявился в форме
грустных анекдотов. Не зря печальная советская байка, сравнивающая
коммунистическую власть с трамваем (в нем или сидят, или трясутся), имеет клона
в неподцензурной сатире Третьего рейха (Майя Туровская). Подобная культура
повседневности, думается, точнее передает атмосферу эпохи, чем официальная
сатира, прекрасно проанализированную в статьях Александра Голубева и Клауса
Вашика.
От минувшего, в том числе и общего, никуда не уйти. Но, пожалуй, именно через
понимание совместной судьбы возможно преодоление кошмарного прошлого, точно
названного Имре Кертисом «травмой европейского общества». Тогда исторический
негатив будет жить в виде культуры, а не невроза, первой жертвой которого вновь
может стать все тот же «маленький человек».
|